«Ваша карта заблокирована» и другие популярные схемы телефонного мошенничества

 

Звонок из МВД

Злоумышленник представляется следователем или другим сотрудником госструктур и говорит, что на имя абонента пытались оформить подложный кредит или снять деньги со счёта. Суммы, как правило, называют крупные. В отдельных вариантах сценария фальшивый следователь может суровым тоном задавать разные вопросы, чтобы у жертвы возникло ощущение, что её в чём-то подозревают. Кульминация сценария — перевод звонка на фальшивого сотрудника Центробанка «для уточнения информации». Обескураженная и, возможно, даже напуганная жертва называет данные карты, в том числе CVV-код и срок действия. Зная эти данные, мошенники могут покупать разные товары в интернете от имени владельца карты.

Во-первых, настоящий следователь ничего не может знать о движениях средств по вашему счету. Просто потому что это банковская тайна, и её не предоставляют без решения суда. Во-вторых, реальный следователь просто технически не сможет перевести звонок на сотрудника Центробанка. Свои сомнения можно проверить, позвонив в дежурную часть МВД самостоятельно — так вы уточните реальное наличие сотрудников в ведомстве.

Помогите бедному менеджеру

А этот сценарий рассчитан на сочувствие. Мошенник представляется сотрудником банка, где обслуживается жертва, и запинающимся от волнения голосом говорит, что случайно указал его данные при финансовой операции с другим клиентом. Если срочно всё не отменить, его оштрафуют или уволят. А для отмены нужны секретные данные карты. Дальше всё по старой схеме: мошенник узнает CVV-код и обнуляет счёт жертвы.

Сам сценарий далёк от внутрибанковских реалий. Для отмены и коррекции ошибочных операций у сотрудника есть внутренние регламенты — ему не нужно обращаться к клиенту.

Ваша карта заблокирована

Классика телефонного мошенничества в новой интерпретации. Жертва слышит в трубке голос банковского робота, который сообщает, что карта заблокирована в связи с подозрительной операцией. Далее робот переводит звонок на псевдосотрудника банка, а дальше как обычно — уточнение информации и сбор секретных данных. Схема работает, потому что у многих жертв голосовые помощники ещё не ассоциируются с мошенничеством, хотя технически имитировать их работу вовсе не сложно.

Ещё один вариант — мошенники не звонят, а присылают SMS-уведомление о блокировке счёта. В нём указывается «безопасный счёт», на который рекомендуется перевести деньги в течение 24 часов. В противном случае банк заблокирует их на долгий срок.

Банковские роботы всегда звонят с коротких номеров, а не обычных абонентских. И главное — для идентификации клиента не нужны секретные данные, такие как CVV-код и срок действия карты. Что касается «безопасных счетов», то у банков вообще нет такого инструмента для клиентов. При блокировке карты дистанционный доступ к ней просто замораживается до выяснения обстоятельств.

Вас обманули по телефону? Мы поможем!

Свежий и довольно циничный сценарий, направленный на жертву уже состоявшегося телефонного развода. Мошенник представляется сотрудником юридической компании и сообщает, что потерянные деньги можно вернуть, да ещё и получить с обидчика компенсацию за моральный ущерб. Но для этого нужно оплатить услуги компании (как правило, сумма небольшая по сравнению с предыдущим «уловом» мошенников) или заплатить налог — тут возможны варианты. Обнадёженная жертва переводит деньги на указанный счёт.

Честные юридические компании работают официально, с договорами и чеками. А главное, откуда они узнают про обман?

Звонок от оператора связи

Относительно новая схема обмана работает так: мошенники звонят под видом оператора мобильной связи и требуют подтвердить личность. Проще говоря, им нужны паспортные данные. В противном случае «оператор» грозится отключить связь, что, в свою очередь грозит потерей доступа к аккаунтам и банковским картам и счетам, которые привязаны к номеру телефона. На самом деле, полученная личная информация жертвы может быть затем использована для получения кредитов или с другими нечестными целями.

Совет стандартный: не сообщать персональные данные неизвестным лицам. Все вопросы с оператором лучше решать, перезвонив ему самостоятельно.

Как не попасться на уловки мошенников

«Это же явный обман!», «Ну как на такое можно повестись?» — подумают многие. Но не стоит забывать, что главные козыри — эффект неожиданности и напор, с которым мошенники общаются с жертвами. Они не дают времени осмыслить и проверить информацию и торопят с принятием решения — такова тактика всех сценариев обмана.

Запомните три правила общения с подозрительными абонентами, и мошенники вас не проведут:

  • Не сообщайте CVV и коды, которые приходят в SMS. Настоящие банки никогда не запрашивают эту информацию.
  • При малейших сомнениях кладите трубку. Всегда можно уточнить информацию по официальным номерам банков или государственных структур.
  • Если абонент вас торопит, агрессирует или давит на жалость, тоже кладите трубку. Представители официальных организаций не должны так общаться.

 

 

МТС

 Злоумышленники используют кампанию по сдаче налоговых деклараций

 

Схема построена на кампании по сдаче налоговых деклараций и представляет угрозу для большого числа людей и индивидуальных предпринимателей. Злоумышленники направляют на электронную почту письма, в которых выдают себя за сотрудников налоговой службы, с требованием представить декларацию по специальной ссылке. При переходе по ссылке потенциальную жертву просят ввести личные данные и реквизиты банковской карты (ее номер, имя и фамилию владельца карты, трехзначный код на оборотной стороне) якобы для идентификации налогоплательщика. На самом деле с помощью мошеннического ресурса злоумышленники собирают данные банковской карты для хищения денег у человека, а полученные персональные данные могут использовать для новых случаев обмана жертвы.

Что предпринять?

Будьте бдительны и не реагируйте на такие письма: не переходите по ссылкам в сообщении и не предоставляйте личную и финансовую информацию. Налоговые органы не рассылают электронные сообщения о задолженности с предложением оплатить ее онлайн. Что касается кампании, которая проходит с 1 января по 2 мая 2024 года, то гражданам нужно самостоятельно подать в налоговый орган декларацию о доходах за прошлый год. Речь идет о доходах в том числе от продажи имущества (квартир и домов, земельных участков, транспортного средства), акций, сдачи в аренду имущества и других. Узнать о неуплаченных налогах, а также способах их оплаты можно с помощью сервиса «Личный кабинет налогоплательщика».

 

Банк России

Как отличить звонок настоящей службы безопасности банка от мошенников

 

Сотрудник службы безопасности Т‑Банка может позвонить, чтобы вы лично подтвердили операцию, по нескольким причинам:

  • операция необычна для вас — например, переводите много денег незнакомцу или впервые покупаете на незнакомом сайте;
  • мошенник пытается украсть деньги — например, его может выдать модель устройства, геопозиция и необычные действия со счетом;
  • вы столкнулись с мошенниками и сами что‑то делаете с деньгами — например, делаете перевод, но на получателя уже жаловались другие клиенты.

Во время звонка сотрудник банка обязательно представится, объяснит причину обращения и спросит, делаете ли вы перевод и покупку. Что будет дальше, зависит от ситуации и ваших ответов.

Вы не делали операцию. Если это была покупка, то мы отклоним операцию. Если перевод, то сотрудник службы безопасности отменит его, вернет деньги на счет и предложит перевыпустить карту, чтобы защитить засвеченные данные в будущем.

Вы действительно совершили операцию. Попросим вас рассказать, какую именно операцию проводите и для чего. Эту информацию запросим, если перевод или платеж необычны для вас или мы получили запрос с недостоверного сайта. Так мы убедимся, что вы не попали на мошенников. В некоторых случаях также предложим созвониться по видеосвязи, если будем сомневаться, что общаемся именно с вами.

Как узнать настоящую службу безопасности банка

По информации, которую спрашивают. Настоящему сотруднику банка не нужны ваши личные данные и действия с вашей стороны со счетом, чтобы подтвердить операцию или отменить ее. Мошенники действуют по‑другому. Они обязательно попросят вас что‑то сделать: перевести деньги на «защищенный счет» или назвать личные данные. Чтобы этого не случилось, посмотрите на список данных, которые спрашивают мошенники.

Данные, которые запрашивают только мошенники

  • Коды из СМС и пуш‑уведомлений. Иногда их может запросить сотрудник банка, но только если клиент позвонил в банк сам;
  • данные карты Т‑Банка или другого банка: номер, срок действия и трехзначный код с обратной стороны;
  • ПИН‑код;
  • кодовое слово;
  • номер договора;
  • контрольные вопросы.

По поведению. Мошенники стараются звучать убедительно: обращаются по имени и отчеству, называют какую‑то информацию о вас, используют в своей речи банковские термины, переключают с одного сотрудника на другого. Но вот что должно вас насторожить:

 

ТинькоффБанк

 

Мошенники обманывают людей с помощью дипфейков

 

В России злоумышленники для хищения денег стали чаще использовать новый инструмент обмана — дипфейк-технологии. С помощью нейросети мошенники создают реалистичное видеоизображение человека. Затем сгенерированный образ рассылают его друзьям или родным через мессенджеры или социальные сети. В коротком фальшивом видеоролике виртуальный герой, голос которого иногда сложно отличить от голоса прототипа, рассказывает якобы о своей проблеме (болезнь, ДТП, увольнение) и просит перевести деньги на определенный счет. В некоторых случаях мошенники создают дипфейки работодателей, сотрудников государственных органов, известных личностей из той сферы деятельности, в которой трудится их потенциальная жертва.

Чтобы создать цифровую копию конкретного человека, злоумышленники используют фото и видео, а также запись голоса, полученные в основном в результате взлома его аккаунта в социальных сетях или мессенджерах.

Что предпринять?

Проявляйте осторожность при получении от своего знакомого голосового или видеосообщения с просьбой о финансовой помощи — его аккаунт могли взломать злоумышленники. Иногда для рассылки таких сообщений мошенники создают поддельные страницы с именем и фото человека. Не спешите переводить деньги! Обязательно сначала позвоните тому, от чьего имени поступило сообщение, и перепроверьте информацию. Распознать дипфейк можно по неестественной монотонной речи собеседника, дефектам звука и видео, несвойственной мимике. Если возможности позвонить и убедиться, что человеку действительно нужна помощь, нет, задайте в сообщении личный вопрос, ответ на который знает только ваш знакомый.

 

Банк России

 

Мошенники предлагают пересчитать пенсию из-за неучтенного стажа работы

 

Злоумышленники звонят пожилым людям и представляются работниками Социального фонда России (СФР). Они сообщают, что размер текущей пенсии можно существенно увеличить, так как будто бы обнаружен неучтенный трудовой стаж. Тех, кто поверил аферистам, приглашают якобы на консультацию в Многофункциональный центр или отделение СФР для решения вопроса. Причем мошенники называют настоящие адреса центров или отделений, которые находятся в городе, где живет потенциальная жертва. Это усыпляет бдительность человека.

По сценарию злоумышленников, для записи на прием человек должен предоставить данные паспорта, СНИЛС, ИНН и назвать код из СМС-сообщения. На деле перечисленные документы и числовой код из сообщения нужны мошенникам для получения доступа к учетной записи человека на портале Госуслуги. Заполучив доступ к ней, они могут беспрепятственно оформить на жертву кредиты или займы.

Что предпринять?

При поступлении такого телефонного звонка прервите разговор. Настоящие сотрудники государственных служб, в том числе Социального фонда России, не звонят с подобными вопросами. По любым социальным вопросам нужно самостоятельно позвонить в единый контактный центр СФР по телефону 8-800-10-000-01 либо обратиться в ближайшее отделение фонда. Никому и никогда не сообщайте личные данные, реквизиты карт, СМС-код, а также логины и пароли от своих аккаунтов.

 

Банк России

Мошенники стали обманывать военнослужащих и их родных

 

Злоумышленники обновили свою популярную схему про «безопасный» счет. Теперь они начали использовать ее в отношении военнослужащих либо их близких родственников. Мошенники звонят или пишут своим потенциальным жертвам и сообщают, что единовременная выплата в размере 195 000 рублей, которая причитается военным в соответствии с указом Президента РФ, будет удержана из денежного довольствия.

Причина — дисциплинарное взыскание или нарушение при выполнении служебных обязанностей в зоне проведения специальной военной операции (СВО). Для большей убедительности злоумышленники направляют в мессенджер «копию выписки» якобы из приказа Департамента финансового обеспечения Минобороны России. По сценарию, придуманному мошенниками, военнослужащему или его родным, чтобы избежать списания денег и сохранить средства, предлагают перевести все накопления с карты на «безопасный» счет, а затем средства обещают вернуть. Однако, получив обманным путем деньги жертвы, телефонные аферисты исчезают.

Что предпринять?

При поступлении такого телефонного звонка прервите разговор. Если вам пришло подозрительное сообщение или письмо, не реагируйте на них. Следует помнить, что «безопасных» («специальных») счетов не существует. В действительности счет, реквизиты которого называют мошенники, принадлежит им. По любым вопросам, связанным с деньгами, самостоятельно обратитесь в свой банк по номеру телефона, указанному на его официальном сайте или на обороте платежной карты.

 

Банк России

Видеоролики, подготовленные Дальневосточным юридическим институтом (филиалом) Университета прокуратуры Российской Федерации

Этюд 1-2 «Звонок от сотрудника правоохранительных органов».

Этюд 2-2 Мошенническая схема «Игра на бирже»

Этюд 3-2 «Звонок из службы безопасности банка»