На протяжении истории человечества было создано множество бесценных шедевров различных видов искусства. Этим духовным богатством может овладеть каждый, кто захочет, кто поймет благотворное влияние его, воспитает у себя сначала привычку, а затем и потребность общения с искусством.

Заметила, что  такие  люди  всегда стремятся внести красоту во все области человеческой жизни, в самую жизнь, в поведение и отношения людей, в окружающую их среду. Поскольку жизнь подчиняется тем же законам прекрасного, что и искусство, то человек, благодаря общению с искусством,  стремится сам создавать красоту в жизни, становится творцом самого себя.

Ичалковская земля плодородна на выдающиеся таланты. Отсюда вышла плеяда  замечательных живописцев: П.Ф.Рябов, В.Д. Илюхин, Н.И.Названов, Н.П.Рожков. Всем известно имя поэта И.П.Кривошеева.  Чувство гордости возникает у многих  жителей района из-за того, что рядом с ними жили, живут люди, готовые нести красоту в мир.

Важно, чтобы  подрастающее поколение знало историю Ичалковского района, людей, которые способствуют формированию духовно-нравственной культуры. Я считаю, что  это развивает патриотизм, воспитывает  любовь к родному селу, республике, России.

Я хочу  познакомить Вас с настоящим мастером резьбы по дереву, человеком,  который всю свою жизнь посвятил служению искусству. Это Куманев Петр Георгиевич, он согласился ответить на мои вопросы.
- Здравствуйте, Петр Георгиевич. У меня к Вам несколько вопросов. Что такое художественная обработка материала?
-
Если коротко, то художественная обработка материалов – это наука, которая изучает воздействие разными методами на изделия с целью улучшения их внешнего вида или реконструкции. Я могу нанести какие-либо памятные даты или узоры на изделие, а также просто улучшить его внешний вид.

- А с каким материалом Вы работаете?
-
Чаще всего я работаю с деревом, но здесь есть свои особенности.
-Какие особенности?
-Береза, дуб, клен... а сколько вы еще можете перечислить видов дерева? Я предполагаю, не больше двадцати. А на самом деле их более чем триллион. Каждое из них обладает уникальными свойствами, которые нужно учитывать при работе.
-Расскажите, пожалуйста,  какой вид древесины Вы используете чаще всего?
- Сосну, это самый податливый вид дерева: легко обрабатывать, и древесина при этом не теряет своих характеристик.

-Скажите, резные наличники  дома, двери, изумительная садовая беседка-это все сделали Ваши золотые руки?

- Это мои дети, если можно так сказать. Столы и подставки, целый резной «живой уголок», поделки из корня и резные макеты соборов. Мастерская дает возможность  мне работать и зимой.

- А чем еще может заниматься человек вашей профессии?
- На самом деле, существует много специальностей, связанных с этим направлением, например, художники и дизайнеры, гончары и кузнецы.

-Гончары и кузнецы?
-Конечно, обрабатывать можно не только дерево, но и множество других материалов.
-Петр Георгиевич, а трудно ли научиться обработке материалов?

-Чтобы получить образование, не очень уж и долго, а вот чтобы стать хорошим мастером... нужно совершенствовать свои умения каждый день.
-А долго ли Вы шли к тому, чтобы научиться делать свои работы идеально?
-Я увлекался искусством еще в раннем детстве, когда  был гораздо младше, чем сейчас вы.
-Расскажите, пожалуйста, подробнее.
-Я родился в Адреевке в 1952 году (это Игнатовский район) в семье потомственного плотника, поэтому столярное дело знал с детства.  Конечно, в нашем селе не было возможности заниматься именно обработкой материала, но я начал много рисовать. И мир вокруг меня будто изменился, я стал замечать мелкие детали, на которые раньше никогда бы не обратил внимание. Это было настоящим потрясением для меня! Но поступать после школы решил всё же на нужную в селе профессию ветеринара. По пути в Краснослободский ветеринарный техникум меня перехватил кто-то из педагогов Ичалковского педучилища: «Рисуешь хорошо? Тогда это к нам –на художественно-графический факультет…». Так судьба связала меня с худграфом педучилища  на всю жизнь. Через два года преподаватели  мне посоветовали продолжить обучение в Чебоксарском педагогическом институте имени И.Я Яковлева на факультете  художественной обработки материала.
-Петр Георгиевич, а чем еще Вас привлекла эта профессия? Наверное, только преподавать не всегда интересно?
-
Вы правы. Я не только преподавал. Я мог выражать мысли и чувства в своих работах, реализовывать творческие потребности. Я, как бы смешно и удивительно ни звучало, не могу жить без искусства, и всегда стараюсь уделять ему свободное время. Поэтому даже после того, как я закончил педагогическую деятельность, я продолжил заниматься обработкой дерева, а также рисованием.
- А как Вы оказались в нашем районе?
- В 1975году  я закончил институт. В те годы существовала строгая система распределения после окончания вуза, меня ждала работа в Читинской области.  Я же  рвался обратно на малую родину. И судьба в очередной раз сжалилась надо мной– распределили в Ичалки,  стал работать в Ичалковском педагогическом  училище. С энтузиазмом взялся за преподавание, мы создавали  работы из природного материала (зерна, круп, соломки, засушенных цветов и листьев, корней). Самые разные виды резьбы по дереву - от простейшей геометрической резьбы до маркетри – были главным предметом  моего увлечения как резчика и профильным предметом преподавания. Хотя впоследствии  я вел  и живопись, и рисунок, и даже историю искусств.

-Что особенно запомнилось Вам за время работы?

-Я и мои коллеги, можно сказать, спасли от закрытия художественно-графическое отделение педучилища. В  конце 70-ых годов из Москвы приехала комиссия с проверкой по поводу работы художественно-графического отделения (в Министерстве просвещения признали нецелесообразным существование такого отделения в сельской местности). Наши работы вызвали у комиссии только одобрение, и отделению дали добро на дальнейшее существование.
- Ваши студенты интересовались обработкой  дерева?
- Да, молодые люди все были очень талантливы! Пока я преподавал, работы моих студентов участвовали во многих ДПИ.
-ДПИ? Что это такое?
-Это Международный конкурс декоративно-прикладного искусства. Участников было немного, но все работы  достойны победы.
-Я в этом не сомневаюсь! Сколько учеников Вы выпустили?

-Я и не  знаю. Может, цифра эта близка к значимой тысяче!? Среди моих учеников Николай Мастин и Василий Ширманкин, резчики по дереву, основавшие детскую экспериментальную художественную школу в селе Подлесная Тавла. Немало осталось и в нашем районе, кто-то  увлеченно преподавал изобразительное искусство и резьбу по дереву, например, П.П. Першин или А.В. Шестаков, кто-то на всю жизнь запомнил азы резьбы по дереву, но связал свою жизнь с другой работой.

 -Петр Георгиевич, наша беседа на сегодня заканчивается. Я узнала много нового и интересного, надеюсь, что когда-нибудь смогу понаблюдать за вашей работой, а может быть, даже попробовать.
-Конечно, приезжайте обязательно весной, когда проснется природа, и мы обязательно попробуем что-нибудь украсить, улучшить.
-Большое спасибо! Я буду с нетерпением ждать нашей следующей встречи! До свидания!
- До свидания!  В свою очередь, я благодарен за ваши интересные вопросы и внимание к нашей довольно редкой профессии. До следующих встреч!
  

Добрейший души человек с вечно виноватой улыбкой и детским наивным взглядом привлекает  меня своей внутренней красотой.  Возможно, эта беседа подтолкнет кого-либо на выбор именно этой специальности, может быть, кто-то по-другому станет относиться к искусству. Даже если этого не случится, я думаю, каждому из нас было интересно узнать о жизни и профессии человека, который один из первых в нашем районе начал заниматься художественной обработкой материала. Я считаю, что Петр Георгиевич во многом помог развитию искусства в Ичалках, а это достойно уважения и благодарности!

За свой многолетний преподавательский труд Петр Георгиевич был удостоен звания «Ветеран труда», награжден многими грамотами и благодарностями.

 

Шалаева Дарья,

ученица МОБУ «Ичалковская СОШ»,

внучка ветерана педагогического

труда колледжа Шалаева В. Т.