Итоги II Всероссийской научно - практической конференции с международным участием "Актуальные аспекты формирования инновационного образовательного пространства".

 

 

В соответствии с планом работы Совета директоров ССУЗ Республики Мордовия в конце января 2013 года на базе ГБОУ РМ СПО «Ичалковский педагогический колледж имени С.М. Кирова» была проведена II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные аспекты формирования инновационного образовательного пространства», где приняло участие около 100 представителей из образовательных учреждений Республики Мордовия, Свердловской, Пензенской, Самарской и Московской областей, Республики Беларусь, Италии, Австралии, США и Австрии.

В выступлениях педагогов прослеживалась мысль, что инновации в образовании – это не мода, не очередная кампания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности.

В процессе работы секции «Интеграция как инновационное направление в образовании» представители общеобразовательных, средних и высших профессиональных учебных заведений обсудили виды и пути интеграции в содержании образования. Председатель методического объединения заместителей директоров по научно-методической работе Совета директоров ССУЗ Республики Мордовия Н.Н. Байшева остановилась на важности создания благоприятных условий для качественных преобразований в области социального партнерства с работодателями, основополагающим принципом которого является взаимодействие партнеров на основе совместной деятельности в области подготовки специалистов, предполагающей взаимную заинтересованность, равноправие сторон, соблюдение норм законодательства, ответственность в отношении принятых обязательств, постоянное содержательное и консультативное сотрудничество и софинансирование образовательных проектов.

Под руководством председателя секции А.Н. Лесь (заместителя директора ГАУ РМ «ГОСИНФОРМ») педагоги рассмотрели интеграцию, как важнейшую составляющую педагогического процесса. Алексей Николаевич высказал мысль о необходимости создания единого информационно-образовательного пространства в Республике Мордовия, которое позволит расширить возможности участников образовательного процесса. В процессе обсуждения было отмечено, что развитие информационных технологий оказывает большое влияние на сферу образования, поскольку эти технологии могут очень эффективно применяться не только в процессе передачи знаний, но и в управлении образовательным процессом. Использование вычислительных сетей приводит к достижению качественно новых образовательных результатов, ускоряет процесс управленческой деятельности и, в целом, повышают ее эффективность. Происходит смена принципов, концепций, идей и целей образования.

Ярким, запоминающимся было выступление М.А. Тимонина – учителя иностранного языка Тархановской средней общеобразовательной школы, который поделился с коллегами практикой сотрудничества со школами Соединенных штатов Америки. Педагог совместно с учащимися около десяти лет принимают участие в международном сообществе школ. Глобальная коалиция дает возможность культурного обмена, обмена знаниями, идеями и проектами между школьниками из различных уголков мира.

В процессе обсуждения педагоги установили, что результаты интеграционного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся и студентов, оно способствует интенсификации, систематизации учебно-познавательной деятельности, овладению грамотой культуры. Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать воспитанникам представление о единстве окружающего нас мира.

Для участников первой секции Н.В. Рузавиной (председателем предметно-цикловой комиссии информационных технологий и математических дисциплин Ичалковского педагогического колледжа) был проведен мастер-класс по использованию облачных сервисов, которые задают новое измерение для учебной ситуации. Надежда Владимировна познакомила гостей с возможностями данных сервисов, обеспечивающих повсеместный и удобный сетевой доступ по требованию участника образовательного процесса. В процессе мастер-класса педагог грамотно показала методику работы с облачными сервисами и возможность пересекаться в едином образовательном пространстве преподавателям, студентам и их родителям. Такой подход может поменять роль учителя в образовательном учреждении, превращая его из лектора – в консультанта, партнера, члена команды.

Целью работы секции «Социально-психологическое здоровье участников образовательного процесса» было обсуждение актуальных проблем в области обеспечения психологического сопровождения образования, привлечение внимания научного и педагогического сообщества к психологической составляющей проблемы здоровья всех участников образовательного процесса, содействие повышению уровня профессиональной педагогической деятельности специалистов, работающих в области образования.

Секцию возглавлял, председатель комитета Мордовского регионального отделения общественно-государственного, физкультурно-оздоровительного объединения «Юность России» Хайров Ринат Асымович.

В ходе работы были рассмотрены вопросы влияния образовательной среды на формирование социально-психологического здоровья и здорового образа жизни детей, подростков и молодежи; обсуждались проблемы формирования развивающей образовательной среды, а также формы и методы работы педагога-психолога с педагогами, учащимися и родителями в образовательных учреждениях и СПО. В рамках конференции была организована работа по обсуждению проблем обучения и развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, профилактики наркозависимости детей, подростков и молодежи.

В работе секции приняли участие руководители, педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги общеобразовательных школ, гимназий, общеобразовательных и профессиональных лицеев, колледжей и других средних общеобразовательных, начальных и средних профессиональных учебных заведений, преподаватели и научные сотрудники вузов, руководители детско-юношеских спортивных школ нашей республики, а также Москвы, Екатеринбурга, Пензы, Белоруссии.

В рамках работы секции преподавателем колледжа Миряшкиной Валентиной Ивановной был проведен мастер-класс «Психологический настрой как один из эффективных способов достижения максимальных результатов в спорте», который проходил в физкультурно-оздоровительном комплексе. В работе мастер-класса непосредственное участие приняли баскетбольная команда «Надежда», которая состоит из учащихся Кемлянской общеобразовательной школы, эти спортсменки-баскетболистки являются неоднократными победителями районных, республиканских и призерами Всероссийских соревнований.

Тренер баскетбольной команды Фомин Петр Николаевич – заслуженный педагог физической культуры и спорта Республики Мордовия, помощник тренера – студентка 4 курса специальности физическая культура с дополнительной подготовкой в области психологии Ичалковского педагогического колледжа – Ангелина Петровна Фомина, кандидат в мастера спорта по баскетболу.

С баскетбольной командой работали преподаватель психологии Лукьянова Елена Николаевна и студентка Фомина Ангелина, которая проходила преддипломную практику по психологии в Кемлянской общеобразовательной школе.

Тема мастер-класса была выбрана не случайно, она очень актуальная в наши дни, так как в современном обществе не одна спортивная команда высшего достижения не обходится без работы психолога. Команду «Надежда» можно смело назвать командой высшего достижения. Команда с сельской глубинки, не одна из первых в республике, а - ПЕРВАЯ! Первая во всем, уже в течение 10 лет! Несомненно, здесь главная заслуга тренера – Петра Николаевича. Безусловно, он является самым главным наставником, причем для юных девушек он является еще и ориентиром в становлении личности. Так уж сложилось, что у нас в стране тренеру кроме прямых профессиональных обязанностей приходится выполнять функции менеджера, администратора и, естественно, психолога. Этому всему обучают в институтах физической культуры, и со многими задачами выпускник может справиться. Но, как сказал Козьма Прутков, нельзя объять необъятное, и серьезные психологические проблемы должен решать специалист-психолог.         Президент России В.В.Путин в ходе встречи с представителями студенческих спортивных клубов ответил согласием на предложение возглавить Попечительский совет Ассоциации студенческих спортивных клубов. Он отметил, что в ежегодном Послании Федеральному Собранию говорилось о готовности поддержать эту идею, и добавил, что основной задачей студенческих спортивных клубов должен стать массовый спорт. А для привлечения к спорту должны быть свои национальные герои. Это яркие личности, которые достигли максимальных результатов в спорте. У этих спортсменок-баскетболисток есть такой пример – это Ангелина Фомина, помощник тренера и психолог. Она достигла в спорте многого. В республике Мордовия почти двадцать лет не было кандидата в мастера спорта по баскетболу, в 2011году ей присвоили это звание, она окончила с отличием училище олимпийского резерва в г.Казани. За ее плечами много побед! И работа в качестве психолога, пусть пока на преддипломной практике, проводится успешно. Мы думаем, что многие спортсменки пойдут учиться по ее стопам в Ичалковский педагогический колледж на специальность «Физическая культура с дополнительной подготовкой в области психологии», где получат квалификацию тренера и будут привлекать студенческую молодежь в массовый спорт.

Подготовка учителей физической культуры (спортсменов) в нашем колледже осуществляется по различным направлениям, в том числе и по дополнительной подготовке в области психологии. Пожалуй, это и дало толчок для взаимодействия работы тренера и психолога. Мы уверены, что при регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессе становится возможным учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психических качеств и умений. Поэтому работа по развитию психологического здоровья и спорта должна быть современной, эффективной и в известном смысле яркой!

На мастер-классе психологи работали над снятием эмоционального напряжения и создавали психологический настрой на игру. В психологической работе мастер-класса была видна установка на радость, позитивное отношение к спорту, разумный образ жизни и умение без ущерба для здоровья переживать неудачи. В практической части мастер-класса участники показали красивую баскетбольную игру. Анализ игры провел тренер П.Н.Фомин. После игры с участницами грамотно была проведена рефлексия.

Проблема духовно-нравственного воспитания молодежи является сегодня одной из самых актуальных, которую решают все учебные заведения и общество в целом. О ее актуальности говорил и в своем Послании Президент Российской Федерации В. В. Путин Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года.

Духовно-нравственное воспитание соединяет в единый процесс две основные подсистемы образовательного учреждения – обучающую и воспитывающую, интегрируя, таким образом, все педагогическое воздействие, идущее на воспитанника, в целостный воспитательный процесс.

В работе секции «Духовно-нравственное воспитание молодежи» приняли участие педагоги школ, колледжей, а также священнослужители Саранской и Мордовской Епархии: секретарь Саранской и Мордовской Епархии протоиерей Виктор Хохлов, председатель епархиального отдела религиозного образования иерей Николай Новотрясов, благочинный церквей Ичалковского района протоиерей Иоанн Просвирнин, клирики Саранской Епархии протоиерей Сергий Сакович и протоиерей Диомид Яковлев.

Во время открытия конференции секретарь Саранской и Мордовской Епархии протоиерей Виктор Хохлов отметил, что духовно-нравственное воспитание – главная составляющая в становлении личности. Любая страна лишена будущего, если её граждане бедны духовно и нравственно. Любая цивилизация без этих составляющих обречена на смерть. Профессиональный и моральный долг педагога – помочь каждому воспитаннику состояться в нравственном и духовном смысле.

Работа секции началась с обсуждения проблемы преподавания в школе факультатива «Основы православной культуры». Об этом в своем выступлении говорили председатель епархиального отдела религиозного образования иерей Николай Новотрясов и заместитель директора по учебной работе МБОУ «Кемлянская средняя общеобразовательная школа» Белодедова О. И.

Преподаватели колледжей также поделились опытом работы по духовно-нравственному воспитанию студентов, отметив, что новые стандарты среднего профессионального образования не выделяют в отдельную составляющую духовно-нравственные ценности, но без них сложно представить конкурентноспособного специалиста, следовательно, воспитание этих качеств возлагается на предметы гуманитарного цикла, внеклассную деятельность, которая в каждом колледже имеет свои традиции, связанные с проведением бесед, экскурсий, встреч со священнослужителями, театральных постановок, посвященных воспитанию духовных скреп у подрастающего поколения.

Встреча педагогов и священнослужителей обозначила много вопросов, было внесено много конструктивных предложений, решение которых нравственный долг каждого, кто считается себя в ответе за будущее нашей страны.

В завершении работы секции ее участники были приглашены в творческую мастерскую «Зажги свечу добра», где шел разговор о вечных ценностях: добре, красоте, вере – и олицетворении их в одном незамысловатом предмете – свече.

Студенты продекламировали стихотворения о свечах, исполнили песни, а участники секции, разделившись на творческие группы, создавали символы добра и писали синквейны, посвященные свече.

По итогам работы секции была принята резолюция, в которой участники отметили, что духовно-нравственное воспитание должно быть одним из приоритетных направлений в системе обучения и воспитания образовательных учреждений разного уровня.

На второй день научно-практическая конференция была продолжена в МГПИ им. М.Е.Евсевьева, где для участников мероприятия была организована работа образовательной площадки «Информационная образовательная среда учебного заведения». Педагоги эффективно обсудили специфику электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; перспективы использования интегрированной среды ПервоЛого в дополнительном образовании дошкольников; познакомились с возможностями научно-образовательной лаборатории «Основы нано-технологий и сканируемой зондовой микроскопии», лаборатории разработки электронных образовательных ресурсов.

Завершилась работа конференции в DATA-центре. У участников мероприятия здесь была возможность во время экскурсии познакомиться с мощностями Технопарка «Мордовия» и затем в конференц-зале в процессе конструктивной работы принять резолюцию конференции.


Пискайкина Т.С., зам. директора по учебной работе

Марушева Т.П., зам. директора по учебно-воспитательной работе

Миряшкина В.И., председатель ПЦК психолого-педагогических дисциплин

ГБОУ РМ СПО «Ичалковский педагогический колледж имени С.М. Кирова»